Администрация Президента РФ
Приволжский федеральный округ. Главный федеральный инспектор по Республике Башкортостан Российская Федирация
Главная / Новости / Новости территориальных управлений / Федеральной службе финансово-бюджетного надзора исполнилось 5 лет
Полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе
Главные Федеральные И Федеральные инспекторы в Приволжском Федеральном округе

Федеральной службе финансово-бюджетного надзора исполнилось 5 лет

Система финансового управления и контроля в России имеет многовековую историю.
В целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти Указом Президента Российской Федерации от 20.05.2017г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» были созданы федеральные министерства, службы и агентства. Названным Указом на базе Департамента государственного финансового контроля Министерства финансов Российской Федерации была создана Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), которая осуществляет свою деятельность через свои территориальные управления, созданные в каждом субъекте Российской Федерации. Находящееся на территории Республики Башкортостан Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов России по Республике Башкортостан, известное всем под сокращенным названием «КРУ», 29 апреля 2017 года приказом Росфиннадзора под № 41 было реорганизовано путем присоединения к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Башкортостан. Практически Управление Росфиннадзора является правопреемником бывшего КРУ. Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Башкортостан (далее Управление Росфиннадзора) является государственным органом, находящимся в подчинении федерального органа исполнительной власти –Росфиннадзора.
     Нынешний год является юбилейным для Росфиннадзора России. Руководитель Территориального управления Росфиннадзора в Республике Башкортостан Сабирьянов Радис Хабирьянович в эксклюзивном интервью рассказал о целях и задачах Управления.

- Радис Хабирьянович, совсем недавно ваша структура была реорганизо­вана. Расскажите, что из этого по­лучилось и каковы ваши основные направления работы?
- Для начала, в день 5-летнего юбилея образования Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, позвольте поздравить коллектив, руководство, сотрудников Росфиннадзора и территориальных управлений и выразить благодарность за добросовестный труд.
В соответствии с Положением, утвержденным приказом Министерства финансов России от 11.07.2017г. № 89н, Управление осуществляет контроль и надзор:
- за использованием средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
- за соблюдением валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования "валютного контроля а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений";
- за использованием органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти РБ и органов местного самоуправления законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре и т.д.
          Также осуществляется направленные на предотвращение коррупционных рисков среди сотрудников Управления. В рамках реализации мероприятий Ведомственной антикоррупционной программы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора на период 2017-2010 годы в Управлении введен в действие телефон доверия с круглосуточным режимом работы с записывающим устройством, оборудовано помещение с системами аудио и видеозаписи для приема различных посетителей, переговоров с представителями организаций и гражданами. Проводятся и другие мероприятия.
 
- Как Вы оцениваете работу Вашего Управления в минувшем году? Как финансовый кризис, начавшийся в четвертом квартале прошлого года, повлияет на ситуацию с нарушениями в бюджетной сфере? 
- Сложно оценивать собственную работу, за нас скажут цифры. За 9 месяцев 2009 г. объем проверенных средств составил более 20 млрд.рублей, общее количество проведенных службой проверок составило 464. Из них 295 — это проверки соблюдения законодательства в финансово-бюджетной сфере, остальное —проверочные мероприятия при исполнении функций валютного контроля.
С прошлого года мы вышли на стабильный уровень количества проверок в финансово-бюджетной сфере порядка 604 проверок. Рост показателей этого года связан с ростом количества проверок по линии валютного контроля. Причина — поступление информации от уполномоченных банков, свидетельствующей о признаках нарушения резидентами и нерезидентами валютного законодательства. Поток достигает в среднем до 150 сообщений в месяц, и мы, конечно, реагируем.
Важнейший показатель нашей работы — доля проверенных средств федерального бюджета. Сравнительный анализ объема проверенных нами бюджетных средств за последние четыре года показал положительную динамику. Объем проверенных в 2017 году средств федерального бюджета по сравнению с 2017 годом увеличился на 26,8 % или на 5 млрд. рублей.
Теперь насчет финансового кризиса. Именно в ситуации кризиса финансовые власти должны оптимизировать бюджетные расходы, отсекать лишнее, в том числе ориентироваться на конкретные показатели объемов нарушений, допущенных по тем или иным направлениям. Соответственно, Управление должено работать энергичнее, чтобы обеспечить финансовые власти страны такого рода показателями.
Известно, что во время кризисов люди начинают нервничать и допускать ошибки, часть из них может начать жить «последним днем». Мы ожидаем, что перечень нашей клиентуры расширится. Речь может идти о росте объемов вскрываемых нами нарушений на десятки процентов. Не в разы, но значительно.
      - Какие злоупотребления со стороны чиновников чаще всего попадают на карандаш к Вашим проверяющим? Сколько денег удается вернуть в бюджет?
- В правоохранительные органы передано 113 материалов ревизий и проверок на сумму выявленных нарушений более 381 млн.рублей, что на 133 процентов больше, чем по аналогичным итогам 2017 года.
Самым серьезным финансовым нарушением является нецелевое использование бюджетных средств, за что законодательство предусматривает ответственность вплоть до уголовной. Всего за 9 месяцев 2009 г. нами выявлено фактов нецелевого использования бюджетных средств на сумму 7млн. рублей,
 По переданным материалам правоохранительные органы возбудили 6 уголовных дел по фактам использования более 2 млн. рублей с нарушениями законодательства в финансово-бюджетной сфере. В результате 142 должностных лица привлечено к дисциплинарной ответственности, из них 4 освобождено от занимаемой должности, на 138 чиновников наложены иные дисциплинарные взыскания. К материальной ответственности привлечено 7 человек.
За 9 месяцев 2009 г. сотрудники Управления по фактам выявленного нецелевого использования средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов в размере 3 млн. рублей составили 10 протоколов об административных правонарушениях, возбуждено 3 дела об административных правонарушениях на сумму нецелевого использования средств в размере 38 тыс. рублей, в том числе по постановлениям о возбуждении производства по делам об административных правонарушениях, поступившим от уполномоченных органов власти. По результатам рассмотрения 1 протокола об административных правонарушениях на сумму нецелевого использования средств федерального бюджета в размере 38 тыс. рублей вынесены постановления о наложении административных штрафов на сумму 12 тыс. рублей.
В результате в бюджет возмещено 9300 тыс. рублей, что на 59,2 процентов больше аналогичного показателя 2017 года.
Что же касается валютного контроля, то по итогам работы за 9 месяцев 2009г. Управлением возбуждено 204 дел об административных правонарушениях и вынесено 123 постановлений о назначении административного наказания. В доход государства взыскано более 3 млн. рублей в виде штрафов за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.
Также, входе проверки выявлены нарушения при использовании средств, выделенных в 2017 году на реализацию национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" по направлению "Устойчивое развитие сельских территорий" на общую сумму более 8 млн.рублей.
Акты о результатах этих проверок направлены в прокуратуру РБ.
- Радис Хабирьянович, а как осуществляется валютный контроль? Для большинства наших читателей - это одна из самых закры­тых сфер.
     - Есть специальное понятие - резиденты и нерезиденты. Вот те, кто внутри страны, - резиденты, а те, кто к нам приезжает, заключает с нашими пред­принимателями договоры по внешнеэкономической деятельности в качес­тве поставщиков или покупателей, являются нерезидентами.
С 1 января 2007 года вступили в силу поправки, предусматривающие серьезное изменение системы валютных ограничений, действующих в Российской Федерации. В частности, в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2017 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» утратили силу положения, ранее устанавливающие следующие валютные ограничения: требование о резервировании; требование об обязательном использовании специальных счетов; требование об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке; требование о предварительной регистрации в налоговых органах счета (вклада), открываемого в банках за пределами территории РФ; требования по обеспечению исполнения обязательства нерезидента перед резидентом при проведении валютных операций; требования к расчетам между резидентами и нерезидентами по операциям с внутренними и внешними ценными бумагами.
Вместе с тем сохранение и повышение устойчивости функционирования российской экономики, предотвращение и подавление кризисных ситуаций, обеспечение экономической, финансовой безопасности, определяет необходимость наличия законодательно установленных требований.
К их числу относятся: установление запрета на проведение валютных операций между резидентами, за исключением тех, которые прямо указаны в законе; репатриация иностранной валюты и валюты Российской Федерации, причитающейся резидентам по условиям внешнеторговых договоров, заключенных с нерезидентами; требования к открытию и ведению счетов за рубежом, предоставлению отчетности; обязанности, установленные актами Банка России в соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» по оформлению паспортов сделок и представлению в банк паспорта сделки подтверждающих документов и так далее.
Обеспечение наджлежащего контроля за соблюдением резидентами требований валютного законодательства РФ и актов валютного регулирования достигается за счет эффективной организации взаимодействия с Башкортостанской таможней, Федеральной налоговой службы по РБ, а так же с уполномоченными банками. Управление получает информацию о наличии признаков нарушений резидентами и неризедентами валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.
Наибольший удельный вес в общем объеме выявляемых нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования составляют нарушения:
— порядка представления отчетности и оформления паспортов сделок при осуществлении валютных операций —79,3 процентов от общего числа нарушений (часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ);
— невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидента работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них — 8,2 процентов от общего числа нарушений (часть 4 статьи 15.25 КоАП РФ);
- невыполнение резидентами установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ (часть 2 стати 15.25 КоАП РФ).
На остальные части статьи 15.25 КоАП РФ приходится менее 2 процентов от общего числа выявленных нарушений.
       - Каким ТУ Росфиннадзора в РБ видит себя в будущем, какие у вас планы развития?
-В будущем мы видим себя эффективным органом финансового контроля европейского уровня. К этому мы стремимся в стратегической перспективе. Если говорить о тактике, то наиболее важным считаю продолжение линии на развитие взаимодействия с контрольно-ревизионными органами регионов и крупных муниципальных образований. Речь идет прежде всего о взаимодействии по стандартизации осуществления государственного финансового контроля. Приказом министра финансов от 25 декабря 2017 года № 146 утверждено «Положение о требованиях к деятельности по осуществлению государственного финансового контроля».
Для достижения стратегических целей Федеральной службы необходимо решение следующих тактических задач.
      Предупреждение, выявление и пресечение нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации
     Осуществление контроля и надзора за эффективностью расходования средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов
      Повышение эффективности и качества контроля и надзора за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации.
      В период 2009-2011 гг. Управление продолжит курс, взятый на последовательное введение инноваций в систему государственного финансового  контроля, таких как:
- практическое внедрение и совершенствование системы результативного управления;
- разработка и внедрение административных регламентов исполнения территориальным управлением контрольных и надзорных функций;
- повышение информационной открытости (освещение деятельности Управления через размещение организационно-методической информации на сайте Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в сети Интернет и в СМИ);
- повышение степени автоматизации процессов передачи Управлением отчетной информации и аналитической информации в Росфиннадзор;
- введение новых инструментов (методик) анализа контрольной деятельности;
- совершенствование методик планирования деятельности Управления;
- повышение квалификации и ответственности служащих.
- Работа контролера-ревизора сопряжена с высокой ответственностью. Какие требования предъявляются людям при приеме на работу в ваше ведомство?
- У нас могут работать экономисты, бухгалтеры, юристы и программисты, имеющие опыт работы. Многие наши работники имеют по два высших образования. Все вакансии заполняются только на конкурсной основе. Желающих работать у нас очень много. Однако есть и определенные ограничения - согласно закону “О госслужбе”, служащим запрещается заниматься коммерческой или предпринимательской деятельностью, разглашать конфиденциальную служебную информацию и т.д. Основное же требование к работающему в нашей организации - это буквальное, строгое выполнение закона. Нравится или не нравится закон - работник Управления обязан его выполнить. Это главное.

- Спасибо за беседу!

 


20.10.2009 Новости территориальных управлений
Новости
  Аппарат ГФИ
  Общественная приёмная
  Новости территориальных управлений
  Архив новостей
Приволжский федеральный округ
федеральные структуры
Ссылки

Аппарат ГФИ
Структура аппарата
Биографические данные
Нормативная база
Общественная приемная
Нормативная база
Координаты и список сотрудников
Информация для посетителей и заявителей
Бланки документов
Проекты
СМИ
Информация для СМИ
Анонсы
Аккредитация
Пресс-Релизы
Главная / Новости / Новости территориальных управлений / Федеральной службе финансово-бюджетного надзора исполнилось 5 лет